Артур Скальский

© Babr24.com

It`s my life...Мир

2835

07.01.2004, 00:18

Сегодня - Рождество Христово

Этот праздник, посвященный пришествию в мир Спасителя человечества, у всех христи-ан считался величайшим, всемирным и самым радостным; он служил как бы началом и основанием для прочих церковных праздников и отмечался очень торжественно.

Предпраздненство Рождества Христова продолжалось пять дней - со 2 по 6 января; попраздненство Рождества продолжалось шесть дней и завершалось праздником Обрезания Господня. Рождеству предшествовал Рождественский пост, называемый также Филип-повым постом (так как начинался на другой день после празднования памяти св. ап. Филиппа); этот пост был первым из четырех годичных постов, установленных церковью для подготовки встречи великих праздников, и продолжался он сорок дней, вплоть до самого навечерия Рождества Христова - 6 января (поэтому его называли также "малой четыредесятницей").

В славянской народной традиции праздник Рождества воспринимался в первую очередь как переломное время года. В частности, его считали началом зимы; так, например, в одном рукописном сборнике XVII в. говорится: "Месяца декемврия в 25-й день еже по плоти Рождество Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, отселе начинается зима". Кроме того, этот день соотносили также с порой возрождения солнца, "поворотом солнца на лето", пола-гая, что в ознаменование этого события в день Рождества Христова солнце "играет" на восходе. В соответствии со всем этим, Рождество (как и Новый год) в народе считали праздником, магически предопределяющим все последующие дни года, и по тому, на какой день недели пришелся этот праздник, крестьяне судили о погоде, урожае и достатке в будущем году: "Аще случится Рождество Христово в неделю, будет зима растворена, весна мокра, лето сухо, осень ветрена, воем радование, ... плодов изобилие, четвероногим множество, мед мног,- юным пагуба. Аще случится Рождество Христово в понедельник, то зима добра будет, весна и лето мокро" и т.д.

Представление о Рождестве как о переломном времени года нашло отражение и во многих народных обычаях и поверьях, практически аналогичных новогодним. Например, в этот день старались не ссориться (чтобы не было раздоров в течение года) и избегать любых неприятностей (так как если с человеком в это время случится что-то плохое, то и в будущем году хорошего ждать не придется), а также иметь при себе деньги и одеваться в самую лучшую и новую одежду (при этом в некоторых местах даже запрещалось на Рождество надевать не новую, пусть даже и чистую, рубаху, чтобы не было неурожая). С долгами в Рождество не рассчитывались (чтобы не пришлось весь год расплачиваться) и сами в долг не давали (чтобы деньги из дома "не ушли"). В некоторых местах хозяйки не кормили на Рождество кур, чтобы они огородов не копали; нередко считалось также, что в день Рождества хозяину не годится со двора идти, так как иначе скот во время летнего выпаса будет блуждать и теряться. В разговенье, в первый день Рождества, за завтраком запрещалось пить воду, так как считалось, что из-за этого человек будет часто пить на сенокосе, и т.д.

Большое значение придавалось у крестьян первому рождественскому гостю - полазнику. Первый посетитель дома на Рождество повсеместно воспринимался как носитель судьбы, лицо, могущее повлиять на все сферы человеческой жизни; считалось, что он приносит с собой в дом богатство, удачу, добро (выражаемые в произносимых приветствиях, благопожеланиях, подарках и т.п.), хотя иногда может, напротив, отрицательно повлиять на будущее всех домочадцев. Любой хозяин стремился как можно лучше принять гостя-полазника, надеясь путем символического "договора" с высшими силами (представителем которых является гость) обеспечить дому достаток и благополучие. В частности, в честь гостя обязательно устраивали целое пиршество, полагая, что чем богаче и щедрее оно будет, тем удачнее выдастся для семьи наступивший год; полазник же ни в коем случае не мог отказаться от угощения и обязан был съесть все, что ему предлагают, не выходя из дома, так как отказ от еды мог не только оскорбить хозяина, но и привести к негативным послед-ст-виям как для хозяев (у которых в этом случае в хозяйстве не будет достатка, могут погибнуть пчелы, поля зарастут сорняками и т.д.), так и для самого гостя (по поверью, он может заболеть, его начнут преследовать неудачи и пр.).

С рождественским полазником у южных славян были связаны различные рождественские гадания. Так, например, считалось, что если полазник - удачливый человек, то и наступивший год будет счастливым, а если он неудачник, то и год выдастся неблагополучным; если полазник - мужчина, то хозяева полагали, что в будущем году в доме будут рождаться дети и животные преимущественно мужского пола, а если женщина - дети женского пола; иногда считалось также, что появление полазника-женщины приносит несчастье (в частности, в некоторых местах считали, что если на Рождество из чужих первой войдет в избу женщина, то в доме весь год будут болеть бабы), а мужчины - счастье и удачу.

Явившись в дом, полазник обычно совершал различные магические действия, которые должны были принести дому и семье благополучие, достаток, удачу и т.д. Например, у южных славян полазник, входя в дом, произносил различные благопожелания, преподносил хозяевам ритуальные дары, а также произносил над рождественским поленом (бадняком) заклинания о размножении скота и здоровье людей, обсыпал его зерном, поливал медом и т.д., чтобы обеспечить богатый урожай и приплод домашних животных. Над самим полаз-ни-ком также совершались иногда некоторые обряды: например, его сажали на шубу для боль-шого приплода ягнят, обсыпали зерном для урожая и т.д.

В принципе, обычай встречать на Рождество полазника и совершать с его участием различные обряды был развит преимущественно у южных и отчасти у западных славян; а у восточных славян полазников заменяли "славельщики" и колядники, группами ходившие по дворам. Например, на Руси был широко распространен обряд славления, который состоял в хождении причтов по домам с молитвой и пением; за это их традиционно одаривали каким-либо подаянием (обычно разными продуктами - печеньем, пирогами и пр., иногда деньгами и т.д.) . Этот обычай некогда соблюдался как в небольших деревнях, так и в столице и крупных городах: так, судя по разным историческим источникам, в праздник Рождества Христова, когда раздавался благовест к литургии, сам патриарх со всем духовным синклитом приходил славить Христа и поздравлять государя с праздником в его палаты, а оттуда все шли с крестом и святой водой к царице и другим членам царского семейства.

Помимо священнослужителей и пр., "со славой" ходили и простые люди, миряне, собиравшиеся обычно группами и посещавшие соседей и знакомых; они пели рождественские гимны и молитвы, возвещали о пришествии в мир Спасителя и славили новорожденного Христа и деву Марию. Некогда этому обычаю следовали даже русские цари (в частности, Петр Великий), которые ходили к своим боярам и придворным. Иногда славельщики носили с собой звезду или вертеп - ящик, в котором "представлялись в лицах события и обстоятельства рождения Иисуса Христа" (этот обычай возник примерно в начале XVII в.).

Обряд славления, без сомнения, был христианским и воспринимался как благочестивое и богоугодное дело. Однако существовал и весьма напоминавший его обычай колядования, который по сути своей являлся языческим и возник еще до пришествия христианства на земли славян, в те времена, когда вместо святок отмечалась т.н. Коляда, или Коледа, - праздник, посвященный возрождению солнца. Колядой в народе называли также и обычай, в силу которого молодежь собиралась группами, иногда рядилась в маски и пр. и в течение святок, начиная с праздника Рождества Христова, ходила от дома к дому, распевая разные песенки, читая стихи, произнося благие пожелания и разыгрывая небольшие сценки; за это колядующих одаривали разными продуктами, мелкими деньгами и пр.

В древности Коляда, судя по всему, являла собой довольно разнузданный и типично языческий праздник, связанный с плодородием, поэтому церковь крайне отрицательно воспринимала все связанное с ним. Например, в Стоглаве с неодобрением говорится, что на праздник Рождества Христова сходились "мужи и жены и девицы на нощное плещевание и на бесчинный говор... и на многие богомерзкие дела". Архимандрит Киево-Печерской лавры Гизель, говоря о Коляде, также замечает, что "неции памяти беса Коляды и доселе не перестают обновляти, наченше от самого Рождества Христова, по вся святыя дни собирающеся на богомерзкие игралища, песни поют, и в них, аще и о Рождестве Христовом воспоминают; но зде же беззаконно и Коляду, ветхую прелесть диавольскую, много повторяюще, присовокупляют". В Номоканоне Афонской горы, напечатанном в Киеве в 1624 г., говорится, что в праздник Рождества Христова "и ныне в одежду женскую мужие облачаются и жены в мужскую, якоже в странах лятских зле обыкоша творити". Но не смотря на явное неодобрение и даже прямые запреты церкви, празднование Коляды сохранилось вплоть до XX в., хотя со временем, конечно, языческие ритуалы претерпели значительные изменения и стали восприниматься уже как обычные игрища и развлечения молодежи: чествуя коляду, парни и девушки устраивали катания на санках с гор, разжигали ритуальные костры, водили хороводы, пели песни и устраивали пляски и игрища, рядились в маски, а также обходили с песнями дома, получая за это вознаграждение едой, которую потом сообща поедали.

Артур Скальский

© Babr24.com

It`s my life...Мир

2835

07.01.2004, 00:18

URL: https://babr24.com/?ADE=10953

bytes: 9361 / 9361

Поделиться в соцсетях:

Экслюзив от Бабра в соцсетях:
- Телеграм
- ВКонтакте

Связаться с редакцией Бабра:
[email protected]

Автор текста: Артур Скальский.

Другие статьи в рубрике "It`s my life..."

Иркутск и космос: кто учил первого космонавта?

Возможно, многие из нас задумываются о людях, которые сделали первый шаг в космос. Мы знаем и помним имена и достижения знаменитых космонавтов, особенно первооткрывателя космического пространства Юрия Гагарина.

Анна Моль

It`s my life...ИсторияОбществоИркутск

2257

12.04.2024

Погиб Евгений Кунгуров: депрессия и проблемы с психикой

8 апреля в Москве погиб Евгений Кунгуров. Тело 40‑летнего певца было обнаружено под окнами его дома на Зоологической улице в центре столицы.

Филипп Марков

It`s my life...КультураРоссия

12121

09.04.2024

Любимая и незабвенная. Ушла из жизни Татьяна Конюхова

Конюхова! Обожаю Конюхову! Из фильма «Москва слезам не верит» 2 апреля в Москве на 93 году жизни скончалась выдающаяся советская и российская киноактриса и педагог, народная артистка РСФСР Татьяна Конюхова. Печальную новость сообщил Союз кинематографистов России.

Филипп Марков

It`s my life...КультураРоссия

16488

03.04.2024

Шок «Поколения V». Погиб Ченс Пердомо

29 марта в результате ДТП погиб британо-американский актёр Ченс Пердомо. Звезде сериала «Поколение V» было 27 лет. Печальную новость сообщил журнал The Hollywood Reporter. По предварительной информации, трагедия произошла на севере штата Нью‑Йорк.

Филипп Марков

It`s my life...КультураМир

8177

01.04.2024

Смерть в День театра. Ушёл из жизни Юрий Ваксман

Поздним вечером 27 марта в Ярославле на 63 году жизни скоропостижно скончался выдающийся российский актёр, продюсер и театральный деятель, один из основателей и бессменный директор Ярославского камерного театра, основатель кинокомпании «Ярсинема» и фестиваля «Просто хорошее кино», ...

Филипп Марков

It`s my life...КультураРоссия

16551

28.03.2024

«Плохой парень» второго плана. Ушёл из жизни Майкл Эммет Уолш

19 марта в Сент-Олбансе, штат Вермонт, на 89 году жизни скончался известный американский киноактёр, лауреат премии «Независимый дух» М. Эммет Уолш. По сообщению The Washington Post со ссылкой на менеджера актёра Сэнди Джозефа, причиной смерти стала остановка сердца.

Филипп Марков

It`s my life...КультураМир

7304

21.03.2024

Эпоха спортивного слова. Ушёл из жизни Василий Уткин

19 марта в Москве в кардиологическом отделении Первой Градской больницы имени Н. И. Пирогова на 53 году жизни скончался выдающийся Российский спортивный журналист, телекомментатор и блогер, лауреат премии «ТЭФИ» Василий Уткин.

Филипп Марков

It`s my life...СпортКультураРоссия

18664

20.03.2024

Оправдание судьбы. На прощание от Александра Ширвиндта

18 марта в Московском театре сатиры пройдёт церемония прощания с президентом театра, лауреатом многочисленных премий Александром Анатольевичем Ширвиндтом, ушедшим из жизни три дня назад.

Филипп Марков

It`s my life...КультураКак по-писаномуРоссия

18522

18.03.2024

Умер Александр Ширвиндт

15 марта в Москве на 90 году жизни скончался великий русский актёр, режиссёр и педагог, президент Московского театра сатиры, полный кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством», лауреат премий «Ника», «Золотой Остап», «Фигаро», «Хрустальная Турандот», «Звезда Театрала» и «Золотая маска», народный ...

Филипп Марков

It`s my life...КультураРоссия

23968

16.03.2024

Эпоха в танце. Ушла из жизни Наталия Касаткина

Поздним вечером 13 марта в Москве в возрасте 89 лет скоропостижно скончалась выдающаяся советская и российская танцовщица и хореограф, солистка Большого театра с 1954 по 1976 год, художественный руководитель и главный балетмейстер Театра классического балета Касаткиной ...

Филипп Марков

It`s my life...КультураРоссия

35999

14.03.2024

Эпоха нежной силы. Умер Римас Туминас

На первый план выходят посредственные люди. Это их время.

Филипп Марков

It`s my life...КультураРоссия

22013

07.03.2024

Бесстрашие и благородство. Ушёл из жизни Валерий Ивченко

2 марта в Санкт-Петербурге на 85 году жизни скончался выдающийся советский и российский актёр театра и кино, лауреат Государственной премии СССР, премий «Золотая маска» и «Петрополь», народный артист Украинской ССР, народный артист России Валерий Ивченко.

Филипп Марков

It`s my life...КультураРоссия

38871

04.03.2024

Лица Сибири

Попов Максим

Степанов Юрий

Логашов Антон

Федорчук Анастасия

Винокуров Михаил

Дамов Василий

Мельник Галина

Ерахтин Евгений

Соколов Владимир

Беспалов Дмитрий